Автомобильные шины являются дорогостоящим и быстро изнашивающимся элементом. Вместе с тем амортизационный пробег комплекта шин в 9 раз меньше амортизационного пробега автомобиля. Очевидно, что стоимость шин в течение срока службы автомобиля в несколько раз превышает стоимость самого автомобиля. Условия работы шин определяются многими факторами, к числу которых относятся: величина давления воздуха, место работы шины (ведущее, поддерживающее или управляемое колесо), техническое состояние автомобиля, а так же соблюдение технических условий при демонтаже-монтаже шин при проведении технического обслуживания.

Рассмотрим влияние каждого из этих факторов. Под действием вертикальной нагрузки шина деформируется в радиальном направлении. Степень деформации зависит от величины нагрузки, жесткости боковин шины и давления воздуха в ней. Увеличение деформации приводит к сокращению срока службы шины из-за резкого увеличения внутреннего трения в ней. В связи с этим для каждой модели шин заводами установлено оптимальное значение внутреннего давления, при котором, в случае правильной эксплуатации автомобиля, гарантируется нормативный пробег данной шины.

Экспериментальным путем установлено, что понижение внутреннего давления воздуха в автомобильных шинах на 15% против рекомендуемого уменьшает их пробег на 20%, а снижение давления на 25 % сокращает пробег на 40%. При понижении внутреннего давления наполовину против рекомендуемого пробег уменьшается на 75%. Перегрузка шины против допустимого предела не менее вредна, чем снижение давления воздуха. Превышение нагрузки на 25% снижает пробег на 40%; перегрузка шины вдвое снижает пробег на 80%.

Увеличение давления воздуха против нормального также отрицательно сказывается на сроке службы шин. При этом шины становятся менее эластичными, что повышает динамические нагрузки на них при движении по неровным дорогам, каркас при ударе о неровности легче пробивается.

Кроме того, длительное перенапряжение нитей корда приводит к быстрой усталости и разрушению каркаса покрышки. При увеличении давления воздуха на 20% против рекомендуемого пробег шины снижается примерно на 15%. В этом отношении конструктивным недостатком автомобилей является трудность поддержания одинакового давления в сдвоенных шинах. В подавляющем большинстве случаев сдвоенные шины одного колеса имеют различное давление воздуха, что приводит к перегрузке одной из шин, а значит и к её более быстрому изнашиванию. Для устранения этого недостатка может быть применен уравнитель давления воздуха в сдвоенных шинах.

Уравнитель устанавливается на каждую пару сдвоенных шин, монтируется на диске наружного колеса и шлангами соединяется с вентилем каждой шины, В случае прокола одной шины уравнитель разъединяет шины и обеспечивает возможность движения автомобиля на неповрежденной шине. Уравнитель обеспечивает увеличение срока службы шин не менее чем на 10% и сокращает время на проверку и подкачку шин, так как каждая из этих операций выполняется сразу для двух шин через центральный вентиль. При передаче через колесо крутящего момента шина деформируется в тангенциальном направлении, что увеличивает внутреннее трение и скольжение протектора по дороге.

Шины, расположенные с правой стороны автомобиля, изнашиваются быстрее шин, находящихся с левой стороны. Это объясняется тем, что большинство дорог имеет двухскатный поперечный профиль, поэтому колеса автомобиля с правой стороны более нагружены. Кроме того, правые колеса чаще движутся по обочинам дороги, на которых всегда имеются выбоины, песок, щебень и гравий, вызывающие более интенсивный износ шин. Дорожные условия оказывают большое влияние на работу и срок службы шин. Дорожные неровности и выступающие предметы (камни, рельсы) создают ударную нагрузку на шины, которая тем больше, чем выше скорость движения автомобиля.

Наличие упругих элементов в подвеске и эластичность самих шин не устраняют полностью ударной нагрузки, а позволяют лишь ее уменьшить. Чем больше неровностей на дороге, тем больше деформация шин, тем хуже условия их работы и интенсивнее изнашивание. Непосредственное влияние на работу шин оказывает техническое состояние автомобиля. Так, например, при неравномерной интенсивности действия тормозов различных колес шины изнашиваются также неравномерно.

При заклинивании тормоза на протекторе шины появляется местный износ. При нарушении схождения и углов развала управляемых колес, а также непараллельности задней и передней осей автомобиля протектор проскальзывает по дороге и шины изнашиваются весьма быстро.