Страховка КАСКО – замечательный выход для владельца машины, если (не дай Бог!) с машиной что-нибудь произойдет: от мелкой неприятности, когда соседский пацан нацарапает на капоте « Я люблю Катю», до крупной – когда машина разобьется «в хлам» в ДТП.

Однако КАСКО – удовольствие не из дешевых, особенно если сама машина стоит немало: в год такая страховка обойдется 6% и более от стоимости вашего автомобиля.

Поэтому особенно обидно, если в случае ДТП страховая компания отказывает в выплатах, мотивируя это неправильным поведением страховщика после наступления ДТП.

Страховые компании создаются для того, чтобы зарабатывать деньги, поэтому будьте уверены: страхователь использует любую возможность, чтобы остаться при своих деньгах.

Когда наступает страховое событие, то есть авария на дороге, вполне понятно, что водителю, пережившему потрясение, а может и травму, трудно удержаться от шока и паники и продемонстрировать хладнокровие и адекватное поведение.

Именно по этой причине водители часто совершают ошибки, которые дают повод страхователю отказать в выплате денег.

Поэтому еще на этапе заключения договора четко запомните основные правила поведения на месте ДТП. Как правило, выписку с правилами поведения в случае аварии менеджер страховой компании вручает страховщику вместе с договором. Она напечатана на небольшом листе плотной бумаги – ее удобно носить в бумажнике или прикрепить к лобовому стеклу в машине).

Итак, что надо делать?

Во-первых, необходимо уведомить страховую компанию о вашем ДТП, причем сделать это надо не позднее срока, указанного в вашем договоре. Лучше всего позвонить сразу и описать обстоятельства аварии.

Во-вторых, после звонка оператору контакт-центра страховой компании вам надо следовать всем его рекомендациям и вызвать на место происшествия те компетентные органы (ГАИ, страхового комиссара), которые оператор вам посоветует.

В-третьих, если в аварии участвуют третьи лица – участники, пострадавшие или свидетели – вам лучше записать информацию о них (все данные: фамилию и имя, адрес, телефон). Узнайте также сведения о страховке гражданской ответственности другого участника ДТП, номер полиса и название страховой компании.

В-четвертых, вам необходимо написать заявление о наступлении страхового события в срок, указанный в вашем страховом договоре (чаще всего, на это дается два-три рабочих дня).

В-пятых, ни в коем случае не начинайте ремонт поврежденного автомобиля, пока его не освидетельствует и сфотографирует эксперт вашей страховой компании.

Перечислю вкратце ошибки, часто совершаемые владельцами авто, которые. как правило, и приводят к отказу страховой компании выплатить возмещение убытка:

1. Чаще всего водитель после в ДТП находится в стрессовом состоянии, из-за чего забывает уведомить страховую компанию об аварии (чаще всего на это отводится 24 часа). Также бывает, водитель не успевает или забывает в ближайшие после ДТП трое суток написать заявление о наступлении страхового случая с просьбой выплатить возмещение. Страховые компании пользуются этими нарушениями как поводом отказать в выплате.

2. Также не стоит обходиться без вызова ГАИ. Конечно, по законодательству участники ДТП могут оформить его и без ГАИ (по согласованию сторон, если нет пострадавших). Но тут надо быть юридически хорошо подкованным, иначе при любой оплошности в оформлении выплаты возмещения не видать (тем более, если вызов ГАИ прописан в договоре как обязательное условие).

3. Иногда страховщики разрешают оформлять ДТП без справки от ГАИ (если убытки – 3–5% от страховой суммы). Чаще всего так бывает, если нет второго участника ДТП, а повреждения – незначительные. Но в этом случае все равно придется вызывать на место ДТП страхового комиссара. В противном случае, опять же, вы рискуете лишиться выплаты возмещения убытков.

4. Не стоит также допускать искажения обстоятельств дорожного происшествия. Все страховщики требуют от участников ДТП сохранять обстоятельства аварии в неприкосновенности до прибытия ГАИ. Не стоит даже сдвигать с места разлетевшиеся от удара части авто (фары, бампер, колесо). Это может помешать ГАИ установить истинную картину происшествия, помешать страхователю произвести автотехническую экспертизу и, соответственно, страхователь может отказать в выплате.

5. Следите за тем, чтобы ГАИ произвело оформление аварии в срок и со всевозможной тщательностью. Чтобы схема аварии была составлена правильно, все сведения об участниках и свидетелях были приобщены к документам, показания участников ДТП зафиксированы. Несоответствия в показаниях, путаность и нечеткость картины происшествия может дать повод страхователю заподозрить обман и мошенничество. Чтобы избежать подобных подозрений, лучше всего сразу вызвать представителя страховой компании на место ДТП.

6. Никогда не признавайте свою вину на месте аварии, – это будет существенной ошибкой, пусть даже ваша вина очевидна.

Даже если на вас станут оказывать давление другие участники ДТП или ГАИ. Подписывая протокол, составленный работниками ГАИ, проследите, чтобы там не было пункта о признании вами своей вины. Предоставьте суду решать, кто прав, а кто виноват. Признание вами своей вины страхователь может использовать для уклонения от выплаты возмещения.

7. Также не вздумайте отказываться от медицинского освидетельствования на алкоголь. Это будет непростительной ошибкой, так как нежелание пройти экспертизу сразу же без вариантов повлечет отказ в возмещении убытков от ДТП. Даже если на самом деле вы трезвы как стеклышко.

8. Также страховые компании настаивают, чтобы владелец авто не начинал ремонт автомобиля до того, как его осмотрят эксперт и оценщик. Конечно, у вас есть право произвести ремонт и за свой счет, но сделать это можно только после того, как представитель страховой компании зафиксирует повреждения. В противном случае вы потеряете выплаты: ведь оплачивается ремонт только тех повреждений, которые были зафиксированы.

9. Даже если вы решили избежать тягомотины с КАСКО (особенно при мелком ДТП) и получили возмещение прямо на дороге от виновника происшествия, вам придется в любом случае уведомить страховую компанию, что ваш автомобиль побывал в ДТП. Так требует договор КАСКО. Иначе при следующем страховом случае вам откажут в выплатах.

10. Ну и последнее «китайское» предупреждение: не стоит умышленно искажать картину аварии с тем, чтобы создать у страхователя неверное о ней представление и тем самым увеличить размер денежной претензии к страхователю.

Потому что такие действия совершенно справедливо расцениваются как страховое мошенничество, то есть попытка покушения на средства страховой компании. А в этом случае недалеко и до уголовной ответственности.